События
День памяти великого русского флотоводца Степана Осиповича Макарова
Сегодня, 13 апреля день памяти великого русского флотоводца, ученого, инженера, изобретателя и новатора, командующего Тихоокеанским флотом Степана Осиповича Макарова. Ровно 120 лет назад, в 1904 года броненосец «Петропавловск», под командованием вице-адмирала С.О. Макарова, подорвался на японской мине в ходе Русско-японской войны. Флагманский корабль буквально за две минуты погрузился в воды Желтого моря, разломившись на две части вблизи Порт-Артура. Из более чем 700 человек, находившихся на борту, спасти удалось лишь 80. Среди тех, кто погиб, был великий русский художник-баталист Василий Верещагин. Гибель «Петропавловска» со всей командой, до сих пор вызывает споры у историков. В результате чего все - таки погибли моряки? От столкновения броненосца с японской миной или от торпедирования подводной лодкой? |
Количество совершенных им открытий, сделанных изобретений, поражает воображение. Именно Степан Осипович был тем человеком, который изобрел ледокол. Легендарный «Ермак» ходил в научные экспедиции по Арктике, пережил три войны, спас немало других кораблей и успел сходить в плавание с — атомным ледоколом «Ленин». Проведение первой русской торпедной атаки, изобретение колпачков для бронебойных снарядов, усиливавших их пробивную способность, разработка первого в мире пластыря для заделывания пробоин и русской семафорной азбуки, и создание радиоразведки — все это заслуги флотоводца Степана Осиповича Макарова.
Но вначале были эксперименты и испытания. Чтобы убедиться, что спроектированный по его замыслу ледокол сумеет не затонуть, даже получив пробоины, Макаров экспериментировал с его уменьшенной моделью. Он смастерил цинковую копию корабля в масштабе 1:48, создав водонепроницаемые отделения в днище, которые при необходимости можно было закрыть особыми пробками. Заполнив один-два отсека водой, флотоводец пускал модель в воду и смотрел, как она себя поведет. Мини-ледокол с задачей справился, позже и сам «Ермак», получивший серьезную пробоину в ходе своего первого путешествия в Арктику, подтвердил результаты опытов с мини-ледоколом. На самом заводе ледокол подвергали еще более жестким испытаниям — проверяя его прочность, воду закачивали аж до верхней палубы. Наконец, его спустили со стапеля, дав славное имя в честь первопроходца Сибири Ермака Тимофеевича. Макаров рассчитывал пройти на судне всю Арктику. В 1899году ледокол, построенный по чертежам Макарова, пришел в Кронштадт, легко пробивая себе дорогу через 80-сантиметровые льды. Его встречала восторженная толпа.
14 ноября 1914 года "Ермак" зачислили в состав Балтийского флота. Теперь он проводил суда по Финскому заливу. В 20-30-х годах прошлого столетия обеспечивал перевозки грузов, а в начале 1938-го вышел в Гренландское море за папанинцами. Где забрал снятых со льдины участников экспедиции "Северный полюс-1" и доставил их в Ленинград. Чтобы разобраться с особенностями полярных вод, Макаров совершил путешествие по Норвегии, которая в то время была в составе Швеции. В частности, он дошел до Шпицбергена на пароходе Lofoten, капитаном на котором был Отто Свердруп, некогда командовавший «Фрамом». Путешествовал Макаров и по Российскому Северу, где много беседовал с капитанами «тюленебоев», регулярно ходившими по арктическим морям. Мы гордимся тем, что наш университет носит имя Степана Осиповича Макарова - человека, который не представлял себе иной судьбы, кроме судьбы морского офицера, и иного долга, кроме служения Родине.