Даты

Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда

      24 апреля, 304 года назад (1720 г.) увидело свет печатное издание - первый морской устав России "Книга Устав морской о всем, что касается к доброму управлению флотом на море". Этот устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения опыта Северной войны 1700 - 1721 гг.).

      Интерес к морскому делу возник у Петра I в 1688 году, когда он, еще 16-летний царевич, в селе Измайлово нашел старенький ботик. Восстанавливая его, Петр Алексеевич увлекся кораблестроением – неслучайно этот ботик позднее назвали «дедушкой русского флота». Петр I стал последовательно заниматься созданием флота. Еще в конце XVII века в Воронеже была устроена первая верфь, здесь и началось строительство флота.

      Во время Северной войны центр судостроения переместился в северо-западную часть страны. В период борьбы за выход к Балтийскому морю под руководством и при личном участии Петра I в России в самые сжатые сроки была создана мощная флотилия, позволившая стране обрести статус морской державы. Уже к 1725 году русский флот стал одним из сильнейших на Балтике.

      Царь Петр понимал, что создание регулярного флота – это не только строительство кораблей, литье пушек, набор матросов и воспитание офицеров. Этот процесс требовал создания законодательной базы, без которой не может существовать ни армия, ни регулярный флот.

Устав не сразу строился

 

      Поскольку своего морского устава в нашей стране не было, Петр I принялся изучать европейские документы. Среди источников, к которым обращался царь, был Морской устав Людовика ХIV, для Петра переводились и аналогичные английские документы по военно-морскому делу. Петр I подходил к делу основательно, накапливал опыт. В 1710 году появился новый документ – «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту», в котором закрепляются дисциплинарные нормы. В 64 статьях были расписаны обязанности чинов флота, а также наказания за проступки. Он издавался на русском и голландском языках.

     Постепенно по мере необходимости появлялись все новые документы, и наконец в 1720 году был опубликован Морской устав, который начали разрабатывать еще в 1715 году. Интересно, что русский Балтийский флот к тому времени уже одержал знаменитую первую в истории России морскую победу – 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Это указывает, в частности, на то, что документ был написан со знанием дела, с опорой на накопленный опыт.

Устав из нескольких книг

 

      Устав Петра I состоял из нескольких книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота. Здесь же уделялось внимание морально-этическим качествам начальника: «всяк командующий Аншеф должен блюсти себя от лихоимства». Нравственные установки становятся важной частью устава. «Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда» – подчеркивал царь. Следующие книги устава включали в себя постановления о старшинстве чинов, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых», организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц.

       В третьей книге самая объемная глава –это обязанности капитана. О том, как он должен уважать офицеров, заботиться о провианте, о починке корабля рассказано в этой части. Здесь также вводятся нравственные понятия. Петр пишет: «…никого не иметь за доброго матроса, ежели не был на море 5 лет (и не 20 лет от роду), а мичман – ранее 7 лет, разве какой чрезвычайный случай будет».

      В другой книге подробно описаны правила поведения на судне, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет. Книга «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы.

      А мы, напомним слова Александр III, который говорил, что во всем свете у России есть только два верных союзника – ее армия и флот. И если регулярная армия в нашем государстве сложилась примерно в XVI веке при Иване Грозном, то вот появлением «второго союзника» – флота – наша страна обязана Петру I. Он же стал автором первого российского Морского устава, который был принят в 1720 года.