Навеки с Арктикой
Навеки с Арктикой
Георгию Брусилову – 140 лет!
19 мая 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения Георгия Львовича Брусилова (19 мая 1884года – исследователя Арктики, лейтенант флота, участника русско-японской войны (1904—1905). В 1912 году он организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна». Брусилов решил предпринять попытку пройти Северным морским путём с запада на восток. Осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова после апреля 1914 года неизвестна.
В 1912 году Брусилов попросил своих ближайших родственников, а именно родную тетю, вложиться в финансирование его экспедиции. В Великобритании он приобрел парусно-паровую шхуну «Бленкатра». Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции Анны Николаевны Брусиловой, выделившей 90 тысяч рублей.
В том же году из Петербурга на север отправились Георгий Брусилов и экспедиция Георгия Седова. К 1914 году оба корабля будут числиться пропавшими без вести. «Святой Фока» Георгия Седова вернется назад, но уже без капитана – Седов погибнет на одном из островов Земли Франца-Иосифа в попытке добраться до Северного полюса. Судно Брусилова, «Святая Анна», вместе с экипажем бесследно пропадет во льдах: за сто с лишним лет найти не смогут даже обломков корабля. Единственными членами команды, которые добрались до Большой земли были штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. По иронии судьбы, спасет их именно «Святой Фока».
Зажатая льдами
4 сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября 1912 года стал последним днём, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45', и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном. Вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении.
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.
10 апреля 1914 года штурман Альбанов покинул шхуну вместе с частью экипажа, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, всё оборудование и снаряжение пешей группы — сани, байдарки, меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми, не имевшими опыта полярных переходов, в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей. Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров. Проводимые им по пути астрономические наблюдения неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.
Выжившие доставили научные материалы экспедиции Брусилова
В результате дрейфа льдов, с момента оставления «Святой Анны», полярники прошли более четырёхсот километров за почти три месяца. На протяжении перехода почти все они погибли. 20 июля шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова), под командованием Н.М.Сахарова, спасла Альбанова и матроса Конрада – единственных выживших участников экспедиции Брусилова.
Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение. В Петербурге Альбанов и Конрад расскажут о почти двухлетнем ледовом дрейфе корабля Георгия Брусилова – так начнется одна из самых романтических и самых загадочных историй исследования Севера, которая вскоре породит не одну мистификацию.
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции – Г.Л.Брусилова, Г.Я.Седова и В.А.Русанова, считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству начать их поиски. Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций.
Часть истории экспедиции была использована писателем Вениамином Кавериным в романе «Два капитана»: Георгий Львович Брусилов является одним из прототипов Ивана Львовича Татаринова, штурман Валериан Альбанов – прототип штурмана Ивана Климова, шхуна «Святая Анна» – прототип шхуны «Святая Мария».