С Днем Моряка – подводника!

С Днем Моряка – подводника!

      Подводный флот России сегодня отмечает 118-ю годовщину со дня своего основания. День моряка-подводника празднуется на всех четырёх флотах страны — Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском. От всей души поздравляем всех, кто в прошлом с гордостью служили на подводных лодках и атомных крейсерах с Днем моряка – подводника! Желаем им попутных течений, доброго здравия, заботливых родных и пытливых курсантов!

      Первая лодка – весельная

      Если заглянуть глубоко в историю, то именно в Санкт-Петербурге появилась и была опробована в Неве первая русская подводная лодка – деревянная весельная бочка.

      В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал государю Петру Первому, что мог бы построить «потаенное судно», которое будет плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. В марте 1721 г., Никонов представляет на суд царя и Адмиралтейства действующую модель. Испытания начались, когда лодка погрузилась на воду на середине реки и на вёсельном ходу проделала путь до противоположного берега, где и всплыла. 

      Потом погрузилась снова и всплыла почти около Галерной верфи, где стоял царь. А вот на третьем погружении судно дало течь, и его пришлось спасать. Однако для первого раза это было самой настоящей победой. Царь велел незамедлительно строить подводный корабль «полного корпуса» и продумать его вооружение. Осенью 1724 г. боевой подводный корабль был готов и спущен на воду. Кто знает, возможно, у нас был бы свой подводный флот ещё в начале XVIII в. Но царь заболел, а в январе 1725 г. умер. «Мастера потаённых судов» быстро разжаловали в обычные корабельные плотники и отправили на верфь в Астрахань.

      Лодки с гребными винтами и дизелем

      А первые подлодки появились в российском флоте по указу императора Николая II от 19 марта 1906 года, подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Именно этот день и стал отмечаться, как праздник моряков-подводников. Этому дню предшествовала долгая конструкторская работа целого ряда инженеров.

                    

      Первым конструктором серийных подводных лодок стал русский инженер польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. В 1879 году в Санкт-Петербурге был построен «Подводный минный аппарат». Лодка была однокорпусной (длина – почти 6 метров), ее экипаж состоял из 4 человек. Субмарина оснащалась двумя гребными винтами (на носу и на корме), которые приводились в движение педальным приводом. Вооружение – две всплывающие мины по 32 кг каждая, которые можно было отсоединить изнутри корпуса и подорвать по электрическому проводу. Испытания подлодки этого типа проходили на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) и его супруги. После успешной демонстрации возможностей лодки, Военное министерство заказало постройку 50 подобных субмарин. В 1884–1885 годах Степан Карлович оснастил субмарину, находившуюся в его распоряжении, электрическим двигателем собственной конструкции.

      212 лодок героически сражались на войне

      К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал 212 подводными лодками на всех четырех флотах. Особенно результативными на завершающем этапе войны были действия подводников Балтики. 30 января 1945 года советская дизель – электрическая подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско атаковала и потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». Через десять дней лодка торпедировала немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен». На этих судах находилось около 10 тысяч фашистских солдат и офицеров, в том числе 1300 членов экипажей подводных лодок, огромное количество военной техники. Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов, подводные лодки ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. 23 подводные лодки были награждены орденом Красного Знамени, двенадцать стали гвардейскими, а четыре из них — гвардейскими и краснознаменными. Около тысячи подводников удостоились государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.

       Атомный подводный флот

       В 1957 году в Северодвинске была построена первая советская подлодка с атомной энергетической установкой К-3, получившая название «Ленинский комсомол». В июне 1962 года она прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, где подводники установили государственный флаг СССР. В сентябре 1963 года, преодолев под ледяным куполом свой путь, экипаж атомохода впервые в истории всплыл точно на географическом Северном полюсе. С июля 2023 года К-3 «Ленинский комсомол» является одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте.

          

      Подводный флот в Российской Федерации

 

      Акула» - советская атомная подводная лодка, самая крупная из всех субмарин мира. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения имеет 173 метра в длину и водоизмещение 48 000 тонн. Время автономного плавания судна составляет до 180 дней. Всего в составе нашего флота 14 –атомных подлодок с баллистическими ракетами, 12 - атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 16 –атомных многоцелевых подлодок, 10 – атомных подлодок спецназначения, 24 – дизельные подлодки, 1 – дизельная подлодка спецназначения.

      Моряк подводного флота – одна из самых ответственных и опасных профессий даже по меркам вооруженных сил. Ко всем прочим требованиям, которые предъявляются военным, добавляется способность долгое время находиться в замкнутом пространстве без связи с внешним миром. На субмаринах особенно ценится умение быстро принимать верные решения в условиях повышенного стресса. Совсем скоро курсанты Колледжа ГУМРФ смогут отправится на экскурсию в Кронштадт, в «Музей военно –морской славы», где увидят первую атомную лодку страны, но уже на вечной стоянке.