Анонс

80 лет приходу первого союзного конвоя «Дервиш» в СССР

В первый же день нападения фашистской Германии на СССР вечером 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль, глава английского правительства, выступил по радио с решительным заявлением об оказании помощи русскому народу, какую только сможет предоставить Великобритания. 24 июня 1941 года на пресс-конференции президент США Теодор Рузвельт отметил, что «…сегодня невозможно сказать, какой будет помощь России, но США окажут необходимую, в этом нельзя сомневаться…».

12 июля 1941 года в Москве было подписано Соглашение о взаимной помощи – первый официальный документ, положивший начало антигитлеровской коалиции. В конце сентября 1941 года в Москве на конференции трех великих держав – СССР, Англии, США ‒ были рассмотрены вопросы военно-экономической помощи, а также определены все возможные маршруты доставки грузов в Советский Союз.

Около половины поставок по ленд-лизу обеспечивал относительно безопасный Тихоокеанский маршрут. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток. Существовал и особый «воздушный» путь для поставки самолетов в СССР – АЛСИБ, проходивший из Аляски на Чукотку. Всего по этому маршруту было переброшено 7 925 самолетов различного назначения. Более 23 % грузов от общего объема поставок ленд-лиза обеспечивал малоизвестный сегодня Трансиранский маршрут, полноценно заработавший лишь во второй половине 1942 года.

Самыми быстрыми – и самыми опасными – маршрутами были маршруты доставки помощи для Советского Союза через Атлантику мимо оккупированных немцами Дании и Норвегии – маршруты Северных конвоев. В целом объем грузов, полученных Северным морским путем, составил 22,6 % от всех поставок по ленд-лизу. Фактическая поставка грузов по этому маршруту началась 31 августа 1941 года, когда в Архангельск прибыл первый конвой судов под кодовым названием «Дервиш» с топливом и стратегическим грузами.

С начала войны в СССР поставлялись преимущественно жизненно необходимые американские и английские военная техника и оборудование (самолёты, бронетехника, военные и прочие суда, автомобили, железнодорожная техника, авиационное топливо, снаряды для орудий и т.д.). С 1943 года, когда перебазированная советская промышленность развернулась в полной мере, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы, оборудование для промышленности и продукты. Продовольствие занимало четверть всего тоннажа. В ответ СССР отправлял в США различные товары – руды, золото, платину, древесину. В программу обратного ленд-лиза также входило предоставление США военных баз и портов. Кроме того, по условиям договора, всю неиспользованную технику и вооружение Советский Союз должен был вернуть США.

Проводка судов по Северному морскому пути осуществлялась в основном грузовыми судами союзников, прежде всего США, Великобритании и Канады. За четыре года по маршруту, связывающему порты Мурманск и Архангельск с Исландией и Британскими островами, в составе 75 союзных конвоев были проведены 1548 судов под флагами 11 государств. Их охранением занимался 441 боевой корабль. В охране Северных конвоев со стороны Союзников участвовали корабли Великобритании, США, Канады, Норвегии, Польши, Свободной Франции. Всего в советские порты прибыло 40 конвоев, ушло 35.

В Северных конвоях погибли 3,5 тысячи моряков из разных стран.

В России свято чтут память моряков – участников Северных конвоев. Посвященные им памятники установлены в Мурманске и Архангельске; свой вклад в сохранение и приумножение памяти об этой героической странице Великой Отечественной войны вносит и Санкт-Петербург. 31 августа 2014 года перед зданием Колледжа ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (Большой Смоленский пр., д. 36) был торжественно открыт Монумент «Памяти моряков Полярных конвоев 1941-1945 гг.».

31 августа 2016 года в Колледже ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова был открыт Мемориальный зал Памяти моряков Полярных конвоев, который ежегодно посещают более 3000 человек.

В 2018 году в Санкт-Петербурге был создан Фонд «Международный центр Северных конвоев», одним из основных проектов которого является создание крупнейшего Мемориального Музея истории Северных конвоев. В фонды будущего Музея регулярно поступают новые экспонаты, многие из которых переданы в дар Музею семьями ветеранов Северных конвоев, общественными организациями и просто неравнодушными людьми из России и других стран.

31 августа 2021 года исполняется 80 лет приходу первого союзного конвоя «Дервиш» в СССР.