Даты

Выживших и спасенных моряков крейсера «Варяг» торжественно встречали жители Петербурга, 28 апреля 1904 года

      Ровно 120 лет назад состоялся легендарный бой у Чемульпо, в котором русский бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» сразились с целой эскадрой японских кораблей, в которую входили 6 крейсеров и 8 миноносцев японского флота. Выживших и спасенных моряков торжественно встречали жители Петербурга, 28 апреля 1904 года. Экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Петербург и промаршировал от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца.

     К героям вышел Государь Николай II. Он принял рапорт, обошел строй и поздоровался с моряками "Варяга" и "Корейца". После этого они проследовали в Георгиевский зал, где состоялось богослужение. Для нижних чинов в Николаевском зале накрыли столы. Вся посуда была с изображением Георгиевских крестов.

Не сдались в неравном бою

     «Варяг» и «Кореец» прибыли в корейский город Чемульпо (ныне Инчхон) с дипломатической миссией в январе 1904 года, когда отношения Российской и Японской империй уже были накалены до предела. Контроль корейских телеграфных станций позволил японцам скрыть информацию о разрыве дипломатических отношений с Россией, случившимся 6 февраля. Японцы без объявления войны атаковали российские корабли на внешнем рейде Порт-Артура, а бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой.

     Бой начался с пристрелочного выстрела броненосного крейсера «Асамы», который превосходил «Варяг» по мощи и калибру снарядов.

     В ходе сражения огонь противника был сосредоточен на «Варяге», где в итоге, кроме прочих повреждений, был разбит дальномер и пришли в негодность более половины всех крупных орудий, так как их конструкция не предполагала никакой защиты, даже броневыми листами. Около 1/6 корабля выгорело. Больше 30 членов команды погибли, включая мичмана графа Алексея Нирода. Ранения так же получили командир ещё около 70 человек. На «Корейце» потерь не было. Не было их и на японских кораблях, хотя в рапорте Командира «Варяга» капитана 1-го ранга Всеволода Руднева значились попадания по двум крейсерам и уничтожение одного миноносца.

В Петербурге моряков встречали, как героев

     Активный бой длился всего лишь около получаса. После русские вынуждены были отступить обратно в порт, а японцы прекратили преследование опасаясь случайных инцидентов с представителями нейтральных стран. В тот же день русским командованием было принято решение затопить «Варяг» и взорвать «Корейца». При условии, что моряки этих кораблей больше не вступят в войну, японская сторона дала разрешение на эвакуацию экипажей на нейтральных кораблях. Участники боя возвращались в Санкт-Петербург с опасениями, что их будут судить, однако их встретили, как героев.

 

      Беспрецедентный случай в истории российского флота – все участники сражения без исключения были приставлены к наградам: офицеры получили орден Святого Георгия 4-й степени, матросы – знаки отличия Военного ордена 4-й степени. Все участники были награждены специально учреждённой медалью «За бой «Варяга» и «Корейца»». Весь личный состав был приглашён на обед к императору Николаю II, после чего им были отданы специально изготовленные по этому поводу серебряные столовые приборы, а также подарены именные часы. Более того, в 1954 году, к 50-летию неравного боя, все оставшиеся в живых его участники были награждены правительством СССР медалями «За отвагу».

       Крейсер вернули на Родину

 

      Подвиг «Варяга» прогремел на весь мир. Знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» была написана австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем и уже позже переведена на русский. Героизм русских воинов признали даже их противники. В 1907 году император Мицухито наградил Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца II степени. «Варяг» был поднят со дна японцами летом 1905 года, отремонтирован и включён в состав флота в качестве учебного корабля под названием «Соя», однако по личному распоряжению императора на корме было оставлено название «Варяг». Все новобранцы извещались о том, что они будут обучаться на русском корабле, который отказался сдаться в плен и принял бой с целой эскадрой.

       После окончания Первой мировой войны и заключения мира с Японией, крейсер «Соя» был выкуплен русской стороной и переименован обратно в «Варяг». Хотя данный бронепалубный крейсер был не первым в истории российского флота, кто носил такое имя, но все последующие корабли назывались так уже в честь него.