Даты
Выживших и спасенных моряков крейсера «Варяг» торжественно встречали жители Петербурга, 28 апреля 1904 года
Ровно 120 лет назад состоялся легендарный бой у Чемульпо, в котором русский бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» сразились с целой эскадрой японских кораблей, в которую входили 6 крейсеров и 8 миноносцев японского флота. Выживших и спасенных моряков торжественно встречали жители Петербурга, 28 апреля 1904 года. Экипаж крейсера «Варяг» прибыл по железной дороге в Петербург и промаршировал от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца.
К героям вышел Государь Николай II. Он принял рапорт, обошел строй и поздоровался с моряками "Варяга" и "Корейца". После этого они проследовали в Георгиевский зал, где состоялось богослужение. Для нижних чинов в Николаевском зале накрыли столы. Вся посуда была с изображением Георгиевских крестов.
Не сдались в неравном бою
«Варяг» и «Кореец» прибыли в корейский город Чемульпо (ныне Инчхон) с дипломатической миссией в январе 1904 года, когда отношения Российской и Японской империй уже были накалены до предела. Контроль корейских телеграфных станций позволил японцам скрыть информацию о разрыве дипломатических отношений с Россией, случившимся 6 февраля. Японцы без объявления войны атаковали российские корабли на внешнем рейде Порт-Артура, а бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой.
Бой начался с пристрелочного выстрела броненосного крейсера «Асамы», который превосходил «Варяг» по мощи и калибру снарядов.
В ходе сражения огонь противника был сосредоточен на «Варяге», где в итоге, кроме прочих повреждений, был разбит дальномер и пришли в негодность более половины всех крупных орудий, так как их конструкция не предполагала никакой защиты, даже броневыми листами. Около 1/6 корабля выгорело. Больше 30 членов команды погибли, включая мичмана графа Алексея Нирода. Ранения так же получили командир ещё около 70 человек. На «Корейце» потерь не было. Не было их и на японских кораблях, хотя в рапорте Командира «Варяга» капитана 1-го ранга Всеволода Руднева значились попадания по двум крейсерам и уничтожение одного миноносца.
В Петербурге моряков встречали, как героев
Активный бой длился всего лишь около получаса. После русские вынуждены были отступить обратно в порт, а японцы прекратили преследование опасаясь случайных инцидентов с представителями нейтральных стран. В тот же день русским командованием было принято решение затопить «Варяг» и взорвать «Корейца». При условии, что моряки этих кораблей больше не вступят в войну, японская сторона дала разрешение на эвакуацию экипажей на нейтральных кораблях. Участники боя возвращались в Санкт-Петербург с опасениями, что их будут судить, однако их встретили, как героев.
Беспрецедентный случай в истории российского флота – все участники сражения без исключения были приставлены к наградам: офицеры получили орден Святого Георгия 4-й степени, матросы – знаки отличия Военного ордена 4-й степени. Все участники были награждены специально учреждённой медалью «За бой «Варяга» и «Корейца»». Весь личный состав был приглашён на обед к императору Николаю II, после чего им были отданы специально изготовленные по этому поводу серебряные столовые приборы, а также подарены именные часы. Более того, в 1954 году, к 50-летию неравного боя, все оставшиеся в живых его участники были награждены правительством СССР медалями «За отвагу». |
Крейсер вернули на Родину
Подвиг «Варяга» прогремел на весь мир. Знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» была написана австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем и уже позже переведена на русский. Героизм русских воинов признали даже их противники. В 1907 году император Мицухито наградил Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца II степени. «Варяг» был поднят со дна японцами летом 1905 года, отремонтирован и включён в состав флота в качестве учебного корабля под названием «Соя», однако по личному распоряжению императора на корме было оставлено название «Варяг». Все новобранцы извещались о том, что они будут обучаться на русском корабле, который отказался сдаться в плен и принял бой с целой эскадрой. |
После окончания Первой мировой войны и заключения мира с Японией, крейсер «Соя» был выкуплен русской стороной и переименован обратно в «Варяг». Хотя данный бронепалубный крейсер был не первым в истории российского флота, кто носил такое имя, но все последующие корабли назывались так уже в честь него.